Политика противоракетной обороны стран НАТО, угрозы из космоса и на больших высотах

 
В течение многих десятилетий Соединённые Штаты и их союзники были уязвимы перед угрозой удара баллистических ракет.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, №1 июль 2014

Микаэла Додж (Michaela Dodge), политический аналитик по вопросам обороны и стратегической политики, Эллисон Центр Фонда «Наследие» по изучению проблем международной политики

Микаэла Додж (Michaela Dodge), политический аналитик по вопросам обороны и стратегической политики, Эллисон, Центр Фонда «Наследие» по изучению проблем международной политики

В течение многих десятилетий Соединённые Штаты и их союзники были уязвимы перед угрозой удара баллистических ракет. С выходом США из Договора по противоракетной обороне Соединённые Штаты продвинулись вперёд в области разработки и развёртывания системы эшелонированной противоракетной обороны для защиты своей родины, войск передового развёртывания и союзников по всему миру.

Организация Североатлантического договора (НАТО) потребовала особого внимания со стороны американских политиков из-за сложившейся особой ситуации и опасности для Альянса, исходящей от Ирана, усовершенствовавшего свою систему баллистических ракет и программу создания ядерного оружия.

В предисловии к аналитическому отчёту по проблемам противоракетной обороны за 2010 год министр обороны Роберт Гейтс пишет, что «угроза нашим военным силам, нашим союзникам и партнёрам стремительно растёт»1.

С 2009 года НАТО в сотрудничестве с США занимается разработкой и развёртыванием системы ПРО, которая предназначена для защиты Альянса от баллистических ракет Ирана и Северной Кореи.

Согласно оценке Агентства стратегической разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) ВВС: «Иран может разрабатывать и тестировать МБР [межконтинентальные баллистические ракеты], способные достичь территории Соединённых Штатов в 2015 году».2 Иран располагает около 100 баллистическими ракетами малой дальности и неизвестным количеством баллистических ракет малой и средней дальности, некоторые из которых могут достичь территории европейских союзников по НАТО.

Считается, что Тегеран сотрудничает с Северной Кореей по обеим программам создания баллистических ракет и ядерного вооружения3. Государства-изгои также могут быть заняты разработками электромагнитных импульсов (ЭМИ), представляющими серьёзную опасность для Соединённых Штатов4. Системы США и их союзников, особенно гражданские инфраструктуры, остаются критически уязвимыми к такому виду угроз.

В секретном докладе в 2013 году, который был «случайно зарегистрирован как несекретный», разведывательное Управление Министерства обороны США с умеренной долей уверенности полагает, что Северная Корея уже имеет ядерные боеголовки для доставки баллистическими ракетами5.

Если северокорейские ракеты могут достичь США, они могут достичь и Канаду тоже. Но, в то время как канадское правительство поддерживает усилия ПРО НАТО для защиты своих европейских союзников по НАТО, Канада не прилагает никаких усилий совместно с США по укреплению обороны от баллистических ракет большой дальности. Данная ситуация открывает такие потенциально привлекательные перспективы для противников Соединённых Штатов, ибо и безопасность, и экономика двух стран тесно переплетены6.

Существующие системы противоракетной обороны не приспособлены к решению проблемы угрозы со стороны китайских и российских баллистических ракет. Согласно Докладу по военной ядерной доктрине и оперативно-стратегическим планам 2010: «Россия и Соединённые Штаты больше не являются противниками, и вероятность военной конфронтации резко сократилась»7.  

Однако агрессия России на Украине, предпринятая в последнее время, может означать, что такая концепция должна быть пересмотрена. Россия обладает крупнейшим в мире арсеналом ядерного оружия; она обладает баллистическими ракетами различной дальности и постоянно модернизирует свой баллистический арсенал и ядерное оружие. Москва постоянно подвергает критике действия США по противоракетной обороне в Европе; но после военных действий России на Украине США приостановили ведение военного диалога между двумя странами.

Китай, со своей стороны, имеет самую разнообразную и активную в мире программу развития баллистических ракет, в том числе баллистических противокорабельных ракет, которые могли бы представлять собой опасность для американских авианосцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай также активно проводит разработки противоспутникового оружия и фактически уже сбили свой несуществующей метеорологический спутник в 2007 году. И Китай, и Россия также продолжают испытывать своё ядерное оружие и разрабатывают его новые виды.

Президент Обама, оценивая в 2009 году фактор угрозы применения Ираном баллистических ракет, который снизился по сравнению с ранее ожидаемым, объявил о «Поэтапном адаптивном подходе» – плане противоракетной обороны для Европы. В 2010 году НАТО призвала к развитию возможностей для защиты своего населения и территорий от баллистических ракет, как «ключевого элемента нашей коллективной обороны и гаранта общей безопасности Североатлантического союза»8.

В основе этого плана – оснащение американской корабельной интегрированной многофункциональной боевой системы «Иджис» (Aegis) более мощными ракетами-перехватчиками Standard Missile-3 (SM-3) при поддержке модернизированной системы командования и управления. Соединённые Штаты также развёртывают 30 наземных систем перехвата Midcourse на Аляске и в Калифорнии. К 2017 году их число должно увеличиться до 44.

В мае 2012 года НАТО объявила о промежуточных сроках поступления техники для обеспечения своей обороноспособности. Это означает, что НАТО согласовала процедуры командования и управления, и ключевые союзники согласились разместить на своей территории силы и средства американских ПРО.

В Турции в настоящее время находится система AN/TPY-2, которая представляет собой переносной Х-диапазона, с высоким разрешением, радар с фазированной антенной решёткой, разработанный специально для обнаружения баллистических ракет на начальном этапе их полёта и передаче системе информации об отслеживании9. США используют дополнительные датчики для обнаружения цели и слежения, в том числе космическую систему наблюдения и сопровождения, радиолокаторы раннего обнаружения в Калифорнии, на Аляске, Великобритании и Гренландии и очень ёмкий радиолокатор Х-диапазона морского базирования для промежуточного отслеживания. В зависимости от источника ракетной угрозы США могут использовать дополнительные радиолокаторы передового базирования AN/TPY 2 и радары Aegis SPY-1.

Соединённые Штаты начали строительство наземной ПРО «Иджис» в Румынии в 2013 году. Комплекс начнёт работу на аналогичной площадке в Польше в 2015 году. Кроме того, США направили в Европу один из своих крейсеров, оснащённых многофункциональной боевой системой ПРО «Иджис».

Развёртывание многоуровневых комплексных систем противоракетной обороны является одним из ключевых шагов, которые НАТО может предпринять для защиты себя от баллистических ракет. Эффективные системы ПРО снижают угрозу баллистических ракет и делают более дорогостоящими такие технологические проекты.

ПРО является лишь одним из инструментов, которые Альянс может использовать для минимизации распространения баллистических ракет. Страны могут принимать односторонние или многосторонние меры, препятствующие другим странам работать над программами создания баллистических ракет и ядерного оружия. США пытались организовать введение международных санкций, чтобы предотвратить разработки ядерного оружия в Северной Корее, но попытка провалилась. Тем не менее подобные усилия предпринимаются по отношению к разработкам баллистических ракет и программе создания ядерного оружия в Иране.

Отдельные страны могут по-прежнему пытаться применять такие меры, как санкции. Они могут также продолжать поддерживать такие меры, как «Инициатива по безопасности распространения», «глобальные усилия, целью которых является остановить оборот оружия массового уничтожения (ОМУ), средств его доставки и связанных с ними материалов из государств и от негосударственных субъектов, занимающихся его распространением»10; или отстаивать «Режим контроля ракетных технологий», который «ограничивает распространение ракет, ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов и сопутствующих технологий для систем, способных нести 500-килограммовый полезный груз не менее 300 километров, а также систем, предназначенных для доставки ОМУ»11. Чем эффективнее эти инициативы, тем труднее будет для плохих игроков добраться до таких опасных возможностей и более затратным будет их политический капитал и ресурсы, которые они должны будут для этого использовать.

Опыт учит нас однако, что эти инициативы могут провалиться, если страна действительно занимается разработкой баллистических ракет и ядерного оружия. Опыт также показывает, что дипломатия играет ограниченную роль в отношении по-настоящему идейного противника. И Иран, и Северная Корея инвестировали значительные ресурсы в свои баллистические ракеты и программы по ядерному вооружению, несмотря на международное давление, несколько раундов санкций и много лет дипломатических переговоров.

Именно поэтому вполне вероятно, что Соединённые Штаты и их союзники будут сталкиваться со всё более сложными системами баллистических ракет в ближайшем будущем. Это только усиливает аргументы в пользу дальнейшего развития систем противоракетной обороны.

Примечания:

1 – Министерство обороны США, «ПРО. Аналитический доклад». Февраль 2010. См. http://www.defense.gov/bmdr/docs/BMDR% 20AS% 20of% 2026JAN10% 200630_for% 20web.pdf (по состоянию 22 мая 2014).

2 – Национальный центр воздушно-космической разведки. Ракетная угроза: крылатые и баллистические ракеты. 2013, стр. 3. См. http://www.afisr.af.mil/shared/media/document/AFD-130710-054.pdf (accessed May 28, 2014)

3 – Марк Шнайдер: «Есть ли у Северной Кореи ядерные боеголовки для ракет?» Фонд «Наследие». Лекция № 1228, 22 мая 2013, http://www.heritage.org/research/lecture/2013/05/does-north-korea-have-a-missile-deliverable-nuclear-weapon (по состоянию на 22 мая 2014).

4 – Оценка угрозы. Комиссия для оценки угрозы электромагнитного импульса (ЭМИ) для США была создана в 2001 году. См. «домашняя страница» в http://www.empcommission.org/ (по состоянию на 22 мая 2014).

5 – Ссылка на статью Дэвида Алекзандера: «Пентагон заявляет, что Северная Корея, вероятно, может запустить ядерную ракету», Рейтер, 11 апреля, 2013, http://www.reuters.com/article/2013/04/11/us-korea-north-usa-idUSBRE93A15N20130411 (по состоянию на 22 мая 2014).

6 – Для более полного обсуждения этой проблемы см. Микаэла Додж «Программа противоракетной обороны США: Возможности для Канадского международного лидерства», Фонд «Наследие», Лекция № 1426, 15 мая, 2014, http://www.heritage.org/research/reports/2014/05/the-us-missile-defense-program-an-opportunity-for-canadian-international-leadership (по состоянию на 22 мая 2014).

7 – Министерство обороны США. Доклад по военной ядерной доктрине и оперативно-стратегическим планам. Апрель 2010, п.iv. См. http://www.defense.gov/npr/docs/2010% 20nuclear% 20posture% 20review% 20report.pdf (по состоянию на 21 марта 2014).

8  – Организация Североатлантического договора. «Активное участие, современная оборона: Стратегическая концепция по защите и обеспечению безопасности государств-членов Организации Североатлантического договора», 19 ноября 2010, стр. 5. См. http://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdf (по состоянию на 22 мая 2014).

9 – Для более подробной информации о данной системе см. Агентство по противоракетной обороне, «Армия и ВМС / Мобильное радиолокационное наблюдение (AN/TPY-2)», Информационный бюллетень, сентябрь 2013, http://www.mda.mil/global/documents/pdf/ an_tpy2.pdf (по состоянию на 2 мая 2014).

10 – Государственный департамент США, «Инициатива по безопасности распространения», http://www.state.gov/t/isn/c10390.htm (по состоянию на 22 мая 2014).

11 – Режим контроля ракетных технологий, сайт http://www.mtcr.info/english/objectives.html (по состоянию на 22 мая 2014).

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Defending NATO and its allies from high-altitude threats
 журнал ROOM №1 июль 2014

ранее опубликовано

все статьи и новости