Исследования и сотрудничество – основа европейского видения космоса

Последнее время СМИ пестрят статьями на тему пилотируемого полёта на Марс, предположительно, до 2030 года.

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(7) 2016

Среди этих статей легко упустить из виду ещё одно, не менее важное, предложение о следующем великом шаге человека в космосе.

Клайв Томпсон (Clive Simpson), ведущий редактор ROOM

Генеральный директор ESA Йохан-Дитрих Ян Вернер, который отметит свою первую годовщину в этой должности 1 июля, активно продвигает идею исследования Луны в начале 2020 гг. и считает её первым шагом для гораздо более сложной марсианской одиссеи. Он поговорил с журналом РУМ, изложив идеи о будущем развитии космоса и о политических проблемах на пути к созданию Европы, объединённой в космосе.

Яну Вернеру не привыкать к работе на международной космической арене. С  марта 2007 года по июнь 2015 года он занимал пост председателя Исполнительного совета аэрокосмического центра Германии (DLR). Прежде чем вступить на должность Генерального директора летом прошлого года, он возглавлял делегацию Германии в ESA, а до этого был председателем Совета ESA между 2012 и 2014 гг.

Таким образом, он знает ESA как свои пять пальцев и кажется идеальным человеком на эту должность, человеком, способным внести новый заряд энергии и направить агентство в новые направления в исследовании космоса, опираясь на достижения своего предшественника Жан-Жака Дордена. Спустя всего 9 месяцев после своего назначения на должность директора, Вернер уже начал оставлять свой отпечаток в работе агенства.

Планы построить лунную базу, которая сможет также служить в качестве промежуточной платформы для будущих полётов на Марс, и не только, были изложены на международном симпозиуме в ESTEC в Нордвейке, Нидерланды, в конце 2015 года. Симпозиум «Moon 2020–2030. Новая эра исследования космоса человеком и автоматическими КА»  была идеальной платформой для Вернера, чтобы представить своё видение.

В некотором смысле его можно назвать катализатором, который любит рисовать чёткие картины будущего. «Хорошо, – говорит он. – «Лунная деревня» – это синоним нового вида, соответственно и исследований, и корпораций. Конечно, это не деревня в том плане, что мы собираемся там построить дома, церковь и муниципальное здание, и развлекательный центр, идея не в этом.

Идея заключается в том, чтобы собрать различных действующих лиц с различными способностями, чтобы вместе достичь чего-то лучшего, а это уже может быть и человеческой деятельностью, и различной автоматизацией. Я думаю, что Луна – это интересный объект с научной точки зрения, а обратная её сторона ещё более интересна для телескопа. Так что мы сможем собрать сразу несколько отраслей – астрономию, даже туризм, – и всё это вместе будет новой международной корпорацией. В этом и состоит моя идея».

Будет ли это основой официальной заявки? По словам Вернера, нет. Он объясняет, что такой образ мыслей не сравним с 1960 годами, когда Джон Ф. Кеннеди поставил США на ускоренный и конкурентоспособный «лунный путь». «Ситуация сегодня совершено другая. Может быть, я первый предложил такую идею, – предполагает он. – Сейчас мы находимся на стадии обсуждения, то есть, различные стороны со всего мира предлагают свои идеи, а мы смотрим, что хорошо, а что плохо.

В конце концов, я надеюсь, что мы будем иметь чёткое представление о том, чего мы можем достичь вместе. Если это «Лунная деревня», как я предложил, – замечательно, если что-то другое, но с теми же преимуществами или даже что-то ещё лучшее, – я буду счастлив».

Международная космическая станция (МКС) сплотила все космические державы в беспрецедентном международном сотрудничестве, но, по словам Вернера, будущим космическим исследованиям нужно новое видение.

«Сейчас у нас есть космическая станция, и это – наш общий международный проект, но он не вечен. Исходя из всего опыта работы с МКС, и хорошего и плохого, нам следует искать общее международное исследовательское дело на будущее... В «Лунной деревне» мы бы объединили возможности разных космических держав, с использованием и роботов, и космонавтов. Участники могли бы работать в различных сферах деятельности, они могли бы заниматься чисто научными исследованиями, а может быть, там будут и промышленные, и коммерческие предприятия, может быть, добыча ископаемых или туризм».

В видении Вернера нет места для отношения к Луне из разряда «всё это уже было». «Ни один человек никогда не посещал обратную сторону Луны. Астрономы хотят настроить там радиотелескопы, потому что та сторона защищена от радиопомех с Земли. Создание такого телескопа с помощью инновационных технологий, таких как 3D-принтеры, позволит нам гораздо глубже изучить Вселенную», – говорит он.

«Нога человека ещё не ступала на лунные полюса, туда, где беспилотные миссии обнаружили водный лёд. Это очень важный ресурс, потому что из него можно производить ракетное топливо и кислород. Оба лунных полюса, с научной точки зрения, очень перспективные места. «Лунная деревня» также может стать перевалочным пунктом для дальнейшего исследования Вселенной».

Вернер видит свою непосредственную роль в ESA в тесном взаимодействии с акционерами для того, чтобы определить дальнейшую деятельность агентства в космосе. «Космические агентства сейчас сталкиваются с несколькими сменами парадигмы относительно коммерциализации и расширения деятельности, – отмечает он. – Это означает, что роль агентств тоже будет меняться. Агентства останутся сильными финансовыми провайдерами для некоторых областей, например, фундаментальных исследований, но в других областях они смогут стать посредниками, брокерами и партнёрами».

ESA работает одновременно и с Европейской комиссией (ЕК), и с государствами – членами ЕС – Австрией, Бельгией, Чехией, Данией, Эстонией, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Венгрией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Испанией, Швецией, Швейцарией и Великобританией. При этом у Канады, Болгарии, Кипра, Мальты, Латвии, Литвы, Словакии и Словении имеются соглашения о сотрудничестве.

«В соответствии с нашей Конвенцией, ESA следует разработать долгосрочный план, – говорит Вернер. – Я надеюсь, что мы сможем оставить в стороне тщеславие и прийти к единой европейской космической стратегии, определённой совместно ESA и EC, и отражающей параллельные компетенции всех стран-участниц».

Сравнивая космос с «предохранительным клапаном» человечества, он добавляет: «Сейчас космос является инфраструктурой, которая будет постоянно развиваться. В то же время вдохновение на дальнейшие исследования имеет первостепенное значение для обеспечения будущего с помощью мотивированных людей».

На вопрос, не слишком ли космическая отрасль боится рисковать при поиске новых проектов, Вернер ответил, что не во всём. Он верит в то, что иногда бывает справедливая критика относительно проектов, родившихся в публичном домене. «Люди боятся, потому что они тратят деньги налогоплательщиков, – говорит он. – Но пример Розетты показывает, что публике нравятся рискованные проекты, которые отражают любопытство как один из главных двигателей человечества.

Боязнь риска – это неверная тактика для будущего, нам нужны неординарные идеи, и мы должны позволить им существовать».

За время своего пребывания на посту генерального директора ESA, Вернер рассчитывает увидеть значительные прорывы в нескольких научных дисциплинах, в том числе в области материаловедения, систем управления, двигателей, в том числе двигателей малой тяги. Он считает, что национальные космические агентства всё чаще будут пересматривать свои роли и укреплять свои позиции брокеров и партнёров в реализации космических проектов разного уровня.

«Если вы чего-то ждёте, то вы уже начали прокладывать путь, – говорит он. – Я надеюсь, что во многих областях будут прорывы. Конечно, пусковые установки являются центральной частью всего этого, потому что неприемлемо, что затраты на запуск остаются такой, столь большой, частью общей стоимости миссии. А относительно науки то, что 95 процентов Вселенной «прячется» за тёмной энергией и тёмной материей, оставляет довольно много места для надежд и ожиданий. Относительно промышленности я надеюсь увидеть более ответственные действия с их стороны, чтобы не нарушались графики и никто не выходил за рамки заранее установленных бюджетов».

Вернер считает, что важно идти вперёд по пути освоения космоса, – для него это главный двигатель. Мы делаем это не только для науки и техники, но и для вдохновения, и международного сотрудничества. И полёт на Луну на этот раз совершенно другого вида, полёт отвечает всем этим критериям. Кроме того, он помогает и планетарной защите, то есть защите Земли от опасных столкновений с астероидами или кометами. Исследовать неизвестное заложено в нас на генетическом уровне, любопытство всегда было очень сильным двигателем человечества. А исследования новых мест являются важной частью нашего европейского культурного наследия».

Общительный, но не всегда готовый выдерживать политически корректную линию, Вернер готов отдать свой европейский голос против NASA. И когда речь заходит о Марсе, он выражает некие сомнения, что пилотируемая миссия на красную планету возможна в течение следующих тридцати лет.

«Есть несколько причин, – объясняет он. – Во-первых, сейчас у нас нет технологий, позволяющих полететь на Марс и вернуться обратно. Хорошо, их можно построить, но даже в этом случае на такую миссию нужно два года, чтобы долететь туда и вернуться. И здесь уже вопрос не только технический, но и вопрос здоровья. А если вы заболеете чем-то через месяц, что делать? То есть, небольшую операцию можно сделать самим, но что-то более серьёзное будет проблематично».

Перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери, Вернер говорит, что его задача как генерального директора ESA не в том, чтобы «предвидеть будущее, но в том, чтобы сделать его возможным».

Его идеи, безусловно, будут подвержены испытаниям в ближайшие годы и даже месяцы. Среди них и его часто повторяемое убеждение, что поддержка ESA от какой-либо европейской страны должна быть основана в первую очередь на привлекательности конкретно данной программы для этой страны, а не барышничество, через которое часто финансируются миссии ESA. «От идеи, что я поддержу твою любимую миссию, если ты поддержишь мою, мы должны отступить и выйти за пределы этой парадигмы», – говорит он.

Но на фоне политической нестабильности – для более широкого европейского проекта, затруднённого продолжающимся кризисом с беженцами, колебаниями валютных курсов и британским референдумом в июне, – Вернер считает, что интеграция необходима и сейчас важна как никогда. ESA играет всё большую роль в приобретении и продвижении космических амбиций европейского континента, и среди остальных политических пертурбаций вопрос, который продолжает требовать пристального внимания, – вопрос отношений с Европейской комиссией.

«Существует тенденция приоритезировать национальные проекты и относиться к другим с определённой долей скептицизма, – говорит он. – К счастью, эта тенденция не оказала значительного влияния на ESA, так как агентство активно поддерживает разнообразные интересы и различную промышленную политику. Отсюда следует, что нашей следующей целью должен быть «Единый космос в Европе». Для достижения этой цели колоссально важно установить прагматичное, прозрачное и надёжное сотрудничество среди основных игроков в космической сфере в Европе.

Отношения между деятельностью ESA и деятельностью стран-членов являются стабильной базой, установленной Конвенцией ESA, которое проложило путь для взаимодействия и эффективного сотрудничества. Рабочие отношения также имеются между ESA и EUMETSAT (Европейская организация о эксплуатации метеорологических спутников) и другими организациями.

«В то же время, – объясняет Вернер, – существует явная необходимость  разработать также эффективные отношения с Европейским Союзом, а более конкретно – с Европейской комиссией. Вместо того чтобы спорить о запятых в юридических документах, мы должны воспользоваться этой возможностью для создания согласованных механизмов сотрудничества, которые в полной мере учитывают и наш опыт, и наши полномочия, и возможности.

Любая попытка негативного общения или требования общего управления может привести к тупиковой ситуации и в конечном счёте может оказаться вредной для европейских граждан и особенно для космической деятельности. И простые граждане, и политики ожидают, что мы подойдём к нашей совместной работе с большой серьёзностью, а также, что мы будем заниматься передовой, вдохновляющей и образовательной европейской космической деятельностью, а не участвовать в ссорах, у кого больше прав в какой-то области. Нам предстоит ещё много важной работы».

Технический перевод статьи журнала ROOM